Современное понимание древней практики ЦИГУН.
История цигун насчитывает тысячелетия, но название цигун (ци - энергия, гун - работа) одно из последних современных названий "внутреннего искусства"- нэйгун.
За долгую историю "внутреннее искусство" имело десятки названий: синцы, туна, даоинь, цзингун, дингун, сингун, ляньдань, сюаньгун, цзочань, сюдао, нэйгун, нэйянгун, яншенгун, были и другие названия.
Одно из самых древних - дао-инь (вводить ци и проводить ци по каналам), туна (вдох и выдох ци), шици (питание ци), синци (проведение ци по каналам), фуци (самодополнение через ци).
Понятие цигун (нейгун) зачастую подразумевает не только комплекс дыхательных, медитативных упражнений, гигиенических и диетологических правил, но и особый тип духовного самосовершенствования.
Так или иначе цигун (нейгун) своими корнями был связан с тайным искусством даосских магов. Продление жизни, бессмертие становится в то время навязчивой идеей китайской мистической традиции.
На сегодняшний день, основным критерием приобщённости к Дао стало долголетие и совершенное здоровье. И это возможно достичь с помощью цигун и тайцзицюань.
Начиная с 1949 года, партия и правительство Китая обращает внимание на лечебно-оздоровительный эффект цигун, который часто упоминается в средствах массовой информации. Начинается широкомасштабное исследование цигун как научной дисциплины. Во многих научных и медицинских центрах проводятся исследования воздействия цигун на организм человека.
Естественно, что в ходе исследования феномена цигун, убираются все мистические, эзотерические и другие подобные объяснения, сопровождавшие цигун из древности.
В октябре 1959 года в Бэйдайхе была проведена Первая Национальная конференция по обмену опытом цигун.
Она спонсировалась Министерством здравоохранения КНР.
Выводы, которые были сделаны на конференции, говорят в пользу развития цигун во всех сферах общества: медицина, спорт, промышленность, сельское хозяйство, образование, наука, психология и многие другие сферы деятельности человека.
Было отмечено, что в сравнении с другими системами оздоровления, цигун является наиболее безопасным, с точки зрения медицинских показаний, для человека в любом возрасте.
В 1979 году в Пекине прошла конференция по ЦИГУН, на которой были представлены доклады врачей и ученых.
Общий вывод, который был сделан на конференции, говорит о том, что все эти исследования могут помочь восполнить пробелы теоретической науки и практической медицины в области здравоохранения, геронтологии, физической культуры, развития паранормальных способностей и познание фундаментальных функций человеческого организма.
Сейчас в Китае существует несколько больших организаций цигун, это Международная ассоциация научного цигун, Китайский институт спортивного цигун, Китайский институт научного цигун, Мировое академическое общество медицинского цигун, Китайский институт медицинского цигун и т.д.
Пекинский университет физкультуры делает оздоровительную гимнастику "Даоинь Яншен Гун" новой специализированной дисциплиной, по которой в 1989 г. были открыты магистратура и аспирантура.
В середине 90-х годов создается "Центр Даоинь Яншен Гун" на территории старейшего и ведущего Пекинского Университета «СПОРТ» под руководством Чжана Гуанде.
В 2005 году создается кафедра "Дао-инь яншен гун" при Институте УШУ в Пекинском Университете «СПОРТ». Кафедра занимается научными изысканиями в направлении лечебно-оздоровительного эффекта от "Даоинь Яншен Гун" и "Оздоровительного Цигун" для укрепления здоровья нации.
Сейчас эта кафедра выпускает специалистов с высшим образованием по цигун. По окончании университета, они начинают работать в больницах, медицинских научных центрах, в санаториях, реабилитационных центрах, в центрах высшего спортивного мастерства и олимпийских командах, в центре подготовки космонавтов, в высших и средних учебных заведениях и т.д.
Все это ведущие организации по обучению, популяризации и научному исследованию ЦИГУН.
На данный момент существует более 2400 стилей цигун, преподающихся открыто.
По данным министерства Здравоохранения и Спорта Китая: около 400 миллионов человек каждое утро практикуют цигун и тайцзи-цюань.
Благодаря деятельности этих организаций, за последние десятилетия были получены многочисленные научно-медицинские данные, подтверждающие высокую эффективность лечебно-оздоровительного воздействия цигун на организм человека, даже при наличии серьёзных хронических заболеваний, которые не поддаются лечению современными фармацевтическими препаратами.
Описаны десятки тысяч случаев, когда тяжелобольной человек, с помощью цигун, постепенно начинает работать над своим физическим, энергетическим и психологическим телом и через некоторое время происходит накопление внутренней силы /или энергии/. Начинают раскрываться внутренние резервы организма и болезнь отступает. Даже современная медицина не может объяснить, каким образом, в какой момент и откуда поступает сигнал к раскрытию внутренних резервов нашего организма. Непонятно, почему среди неизлечимых онкологических больных встречаются случаи спонтанного самоизлечения. Китайская медицина приводит статистику, где среди онкологических больных, занимающихся цигун, процент спонтанного выздоровления и полного восстановления /после лечения/ на 10-15% больше, чем у больных не занимающихся цигун.
При других заболеваниях этот процент ещё выше. Хотя цигун не является панацеей от всех болезней.
Но всё это возможно только при систематических ежедневных занятиях цигун.
Среди большинства восточных техник (включая йогу) и западных техник оздоровления, цигун обладает наибольшим потенциалом в освоении и в возможности самостоятельной практики.
Это удивительно гармоничное сочетание плавности движения с расслабленностью в физическом теле и полнотой внутреннего внимания, с возможностью отключения от всех посторонних мыслей.
Важное преимущество перед другими восточными практиками, это отсутствие какой бы то ни было религиозности и эзотеризма. Но при этом сохраняется возможность развития энергетической чувствительности, психологического баланса и укрепления физического тела с улучшением его гибкости.
Преимущество перед западными техниками /аэробика, шейпинг, степ, культуризм и другие виды фитнеса/ в том, что это очень медленные плавные движения, с сохранением спокойного естественного дыхания, без перегрузки на сердечнососудистую, легочную систему и опорно-двигательный аппарат. Отсутствие посторонних мыслей, позволяет разгрузить сознание от постоянных бытовых и других текущих забот в этой жизни, что значительно укрепляет нервную систему.
При выполнении упражнений мы постоянно расслабляемся, скручиваемся, растягиваемся, сжимаемся, расширяемся (вспомните пример с мокрым полотенцем) и при этом внутренне улыбаемся.
При внедрении практики лечебного-оздоровительного цигун "Даоинь Яншен Гун" в систему здравоохранения России, можно с уверенностью ожидать 15 - 20% повышения общего оздоровления и продления жизни россиян.
И это может быть "Общенациональной оздоровительной программой"
При подготовке специалистов цигун /как специалистов лечебной физкультуры/, на всех 5-ти этапах возможно внедрение цигун в лечебно-оздоровительный процесс:
1 этап. Стационарное лечение /медитативный цигун лежа и лечебный цигун сидя/.
2 этап. Дневной стационар /лечебный цигун в группах по нозологии/.
3 этап. Поликлиническое лечение /возможность выбора между лечебной физкультурой и лечебным цигун/.
4 этап. Санаторно-курортное лечение /наличие специалистов, проводящих групповые занятия по лечебно-оздоровительному цигун/.
5 этап. Поддерживающее лечение в обычной жизни /пациент, на предыдущих этапах стационарно-поликлинического лечения, получает необходимые знания о цигун для самостоятельной практики/.
При подтверждении высокой эффективности цигун в восстановлении здоровья пациента, можно говорить о государственной программе по лицензированию и подготовке специалистов в области ЦИГУН, АКУПРЕССУРЫ /массаж по энергетическим точкам/ и знанию практик МЕДИТАЦИИ. И при этом не обязательно медицинское образование.
Эти специалисты должны постоянно работать на всех 4-х этапах лечебно-реабилитационных мероприятий по восстановлению здоровья пациента:
- в дневном стационаре больницы
- в поликлинике параллельно с ЛФК
- в санаториях и профилакториях или подобных центрах
- в реабилитационных и фитнес центрах, в спортивных и оздоровительных клубах.
Самое важное в этом то, что сотни тысяч больных людей смогут получить не только лечебно-оздоровительный эффект, но и научиться самостоятельно пользоваться этой системой самооздоровления в обычной жизни.
Это возможно при условии, что на всех 4-х этапах будет преподаваться единая система цигун, тогда каждый пациент получит полное понимание целостной системы.
Все это будет являться стимулом к самостоятельной практике оздоровления и не одна таблетка или уколы этого не заменят.
Ежедневно выполняя в течение 30-50 минут свой комплекс цигун, человек приобретает стабильно длительное здоровье и отличную социальную работоспособность. А через 1-2 года регулярных занятий, прекращает с обострениями попадать в больницу или в поликлинику, избегает инвалидизации и потери трудоспособности.
И это направление нужно сделать национальным проектом, т.к. приоритетной программой правительства является программа оздоровления нации.
Современный ЦИГУН – это целостная система самопознания и самосовершенствования.
Практикуя цигун, мы познаем и совершенствуем:
1) физическое тело: его возможности и его особенности, воздействуем на Биологически Активные Точки /зоны/, тренируем сердечнососудистую и легочную системы, укрепляем мочеполовую и костно-мышечную системы, массируем органы брюшной полости, стабилизируем нервную систему и все это способствует значительному повышению иммунной защиты.
2) энергетическое тело /чувства/; упражнения в цигун выполняются в состоянии внутреннего спокойствия и полной физической расслабленности, отсутствие посторонних мыслей приводит наши чувства в состояние гармонии и стабильности, мысленно впитывая чистый свет, мы наполняем свою душу радостью и счастьем. Это состояние ребенка, которое мы забыли.
3) ментальное тело /мысли/: обычному человеку очень трудно избавиться от посторонних мыслей, поэтому всю полноту внимания и все мысли направляем на восприятие очень тонких ощущений от плавного движения физического тела. Этим создается целостное состояние тело-чувства-мысли-тело, в этом состоянии нет возможности появлению посторонних мыслей. С годами возрастает позитивная сила мысли, которая укрепляет энергетическое тело, а энергетическое тело укрепляет физическое тело.
Из книги даосского Учителя Тянь Чэнъяна о развитии и становлении Цигун (田诚阳)
Перевод с китайского: Бушин Н., Константинов В
"Вопрос: В методах работы совершенствования-плавки чистого покоя, в момент, когда двинулась единая ци прежнего неба, возможно ли прибавить методы цигун ведения мыслью для того, чтобы подтолкнуть единую ци прежнего неба, дабы ускорить успешное завершение работы?
Ответ: Этот вопрос весьма наивен. Следует знать, что прежнее небо и последующее, чистый покой(цинцзин) и мысль, совершенствование-плавка и цигун, говоря в определенном смысле , являются двумя понятиями, полностью идущими в диаметрально противоположных направлениях. Прежнее небо является не рождением мысли, рубежом пустоты десяти тысяч идей, а последующее небо является рождением сознания,чувством наличия мысли и сердца. Чистота и покой – это прежнее небо, мысль - это последующее.
Совершенствование-плавка ратует за чистый покой, что противоположно использованию мысли, цигун же утверждает ведение мыслью, непременную необходимость использования мышления. В тот миг когда единая ци прежнего неба двинулась – это рубеж чистого покоя, нет формы и образа, нет распознавания и сознания, только так можно заиметь тончайшее, великое творение понимания жизни и избегания смерти. Ведение мыслью в цигун – это использование мысли, приводящее к перемещению ци. Эта ци является ци последующего неба или ци мысли и ложных желаний, полностью относящееся к последующему небу, способную только лишь помочь прочистить кровеносные сосуды, укрепить тело и избавиться от болезней, устранить дискомфорт, и еще можно породить болезнь.
Если в момент, когда единая ци прежнего неба двинулась, использовать ведение мыслью цигун для того, чтобы подтолкнуть ее движение - то это равносильно тому, чтобы в чистую воду кидать грязь, не только загрязнишь, но и нанесешь вред. Рождение единой ци прежнего неба по сути относится к естеству, недопустимо ни на сколько смешивать с мутными мыслями последующего неба, в таком случае разрушишь прежнее небо и в Великом Дао трудно будет достичь успеха. Каким же образом можно помочь раньше достигнуть успеха в гунфу совершенствовании-плавке, разве не огромное заблуждение? В особенности, людям, изучающим и выплавляющим гунфу даосской семьи Китая, ни в коем случае нельзя подвергаться низким идям цигун и входить на ошибочный путь!"
Отличие методов и принципов цигун от старых традиционных систем:
Собственно что такое «цигун» в общепринятом на сей день смысле: Китайским словом цигун называют систему упражнений, направленных на регуляцию ци (первая часть слова) - жизненной биоэнергии организма, вторая часть слова - гун, то есть работа. Иными словами, цигун означает работу с ци. Цели этой работы могут быть разные. Управляют ци с помощью мысли, сосредоточивая внимание по принципу: "Мысль ведет ци, ци ведет кровь".
Т.е основополагающее – это мысль. Мысль – это работа ума. Т.е цигун это работа с ци посредством ума.
.
Старые же традиционные системы яншэн строились ровненько на противоположном принципах. Цитирую:
О взращивании жизни (яншэн):
Взращивание жизни — это взращивание сердца
взращивание сердца — это отсутствие сердца
отсутствие сердца — это отсутствие ума (рассуждений)
отсутствие ума — это отсутствие страстей
отсутствие страстей — это отсутствие человека (человеческих свойств)
отсутствие человека — это соединение с Дао
соединение с Дао — это возвращение к Истине….
"Как это не парадоксально, но в реальности «древний традиционный китайский» цигун в том виде как он есть сейчас, никогда не существовал вплоть до конца 40-х- начала 50-х годов 20 века. Более того именно Коммунистическая Партия Китая фактически «изобрела» цигун, равно как и не малую часть того, что мы знаем под названием «китайские боевые искусства». Все это – по сути это новоделы, созданные в 50-е годы.
----------------------<cut>----------------------
Из письменных источников и устных наставлений старых Мастеров известно, что до начала ХХ века, в Китае широко использовались, в зависимости от среды их возникновения, разнообразнейшие термины и названия. Например: туна, даоинь , синци, ляндань , хюаньгун, нэйгун , сюдао, яншэнгун , цзингун, дингун, сингун, цзочань, нэйянгун и др. Все эти названия по большей части не очень знакомы западному обывателю. И только в 1934 г. была опубликована книга Дун Хао о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза , где был впервые применен новый термин - цигунотерапия.
А в 1958 г.( внимание на дату- это важно) в КНР врач Лю Гуйчжень издал свой «Курс цигунотерапии», где в рамках, принятых в китайских культуре и традиции, подробно разобрал содержание этого термина. И только тогда он утвердился в качестве официального.
Теперь собственно сама история:
После образования КНР в 1949г. в 50-е годы встал вопрос о вхождении адептов традиционной китайской медицины в официальную медицинскую систему КНР на равных правах с «западной медициной». Причина была в том числе и в широкой доступности ТКМ, по сравнению с западной. На тот период на 500 миллионное население приходилось 12 000 «западных» врачей и почти 400 000 представителей ТКМ. В связи с этим на Первой Национальной Конференции по Здравоохранению в июле 1950 было заявлено: — «Китайская медицина должна учить научное знание Западной медицины, а Западная медицина должна учить универсальный, популярный дух Китайской медицины…»
Во второй половине 50-х годов было проведено множество исследований по интеграции традиционных китайских знаний и западной научной мысли(акцентирую!!!! сей факт очень важен для всей нашей дальнейшей лекции).
Также, еще один немаловажный момент: в то время очень сильно политизировались все аспекты жизни. И через серию дебатов как-то так вышло что китайская медицина стала символизировать китайский национализм и популизм, а западная медицина стала символизировать элитарность и ориентированность на внешний мир. Китайцы вообще относятся к вопросу национальной идентичности очень остро.
В 1954 в Женминь Жибао(печатном органе КПК) даже появлялись статьи, которые критиковали последователей западной медицины за «приверженность буржуазным концепциям» и за «неуважение к медицинскому достоянию Родины».
Кто такой был упоминаемый выше автор термина « цигун» Лю Гуйчжен? В возрасте 27 лет, в 1948 году он работал врачом в освобожденном районе южной части провинции Хэбэй. Страдая несколькими хроническими заболеваниями был признан коллегами неизлечимым с точки зрения классической медицины. У него диагностировали в тяжелой форме язву желудка, неврастению и туберкулез. От слабости он не мог даже ходить. В течении долгого времени многие врачи китайской и европейской медицины оказывали ему помощь, но надежды на выздоровление не было.
Лю вернулся к себе домой в провинцию Хэбэй, где по совету народного целителя Лю Джучжоу стал лечиться методами китайской гимнастики.
Метод лечения состоял в исполнении двигательных, дыхательных упражнений и диеты. Через 100 дней, были диагностированы заметные улучшения и признаки излечения от язвы желудка и туберкулеза. После этого он вернулся к своей регулярной работе врача. В результате партийное начальство заинтересовавшись результатами отравило его опять к Лю Джучжоу для изучения его метода лечения.
После возвращения Лю Гуйчжен был командирован в санаторий для кадров КПК. Местные руководители присоединили к нему группу докторов с целью систематизации опыта. Врачи во главе с доктором Хуан Юетином - директором Исследовательского Департамента Здравоохранения южного Хебея, занялись извлечением «чистого» метода , «очищенного» от всех религиозных суеверий и «феодальных пережитков».Т.е за дело взялись медики с традиционным европейским образованием и партийными билетами.
В 1955 г. под руководством Лю Гуйчжэнь провели клинические исследования методов лечения цигуном и получили хорошие результаты.
"В результате клинических испытаний этот метод лечения гимнастикой и дыхания был признан эффективным при лечении язвы, диспепсии, неактивного легочного туберкулеза, гипертонии, общей слабости и некоторых других хронических заболеваний. "[Журнал «Китай» за сентябрь 1956 г.]
Лю Гуйчжен несколько раз ездил в Пекин, где представлял результаты своих практик высшим представителям власти. 19 декабря 1955 года, Национальное Министерство Здравоохранения официально поблагодарило его за доклад, и Лю был отмечен статьей в Женминь Жибао. Сам Мао Цзэдун назвал его «продвинутым работником» и он удостоился личной встречи с чиновниками высшего ранга. Влияние этих лиц было, можно сказать, решающим. Что является характерной чертой этого времени, это то, что цигун был не просто наследием предков, а еще это было и новейшим завоеванием революции. При всех нападках и обвинениях в «средневековых суевериях», защитники цигуна могли заявить, что цигун это не суеверие, а новейшее объединение научного подхода, западной медицины и китайских народных знаний, и что сам товарищ Мао поддерживает эти начинания.
Лю Гуйчжэнь, опираясь на накопленный опыт и собственное понимание проблемы, написал книгу «Практический курс по методам цигунотерапии» («Цигун ляо фа ши цзянь»), где обобщил методики упражнений трех видов: нэйянгун («метод взращивания внутреннего, цянчжуангун («укрепляющий метод») и баоцзяньгун («оздоровительный метод»).
Начиная с 1956 г. сначала в санатории г.Таншань, а затем на курорте Бэйдайхэ были сформированы тренировочные группы, чтобы готовить специалистов по цигуну для медицинских учреждений страны.
Особо следует подчеркнуть, что в ходе проведенных в санатории многочисленных клинических изысканий выяснилось: ключевым моментом упражнений является «расслабление» (в том числе освобождение от психической напряженности и расслабление мускулов и суставов всех частей тела). Установлено также, что это один из важных способов не допускать побочных явлений при выполнении упражнений.
В последующий период во многих медицинских заведениях страны открылись отделения по стационарному и амбулаторному лечению с помощью цигуна. Заметные результаты были достигнуты при лечении таких, например, заболеваний, как язвенная болезнь, туберкулез легких, хронический гепатит.
Все это позволило цигун получить стремительное развитие. Возникновение и рост цигун шли как раз вместе с Большим Скачком и были частью политики противостояния Западу. Именно в этот период закладывались основы для бума цигуна после Культурной Революции.
А потом «пришла» она - Культурная Революция. Пресса стала атаковать цигун как «феодальный пережиток», «мусор истории», «идеализм» и так далее. Сам Лю Гуйчжен был обвинен как «создатель ядовитого семени цигуна», его исключили из партии и отправили исправляться на ферму. Центр цигуна в Бейдахэ был закрыт, а его сотрудников отправили чистить общественные сортиры.
После окончания Культурной Революции, цигун получил второе рождение. Причиной бума цигун в 80-е годы в Китае, стала целая комбинация причин. Это были мастера цигун, получившие образование в 50-е и 60-е годы в санаториях, «научное подтверждение существования энергии Ци, и, конечно, воля китайских элит, желавших использовать цигун как часть своего «уникального китайского пути». После смерти Мао Цзедуна, Министерству Здравоохранения был предоставлен 100 страничный доклад, в котором говорилось что цигун может излечивать рак и предлагался метод лечения основанный на объединении цигун и западной медицины( это уже по второму кругу).
Из важного, но старого наследия предков, цигун моментально вышел на передовой край современной науки. Любой защитник цигуна теперь мог апеллировать к научно доказанному существованию энергии ци. Несколько важных фигур в политическом мире Китая обратили пристальное внимание на данный феномен и это немедленно обеспечило властную поддержку всего цигуна в целом.
В сентябре 1979г. была проведена первая научная конференция по цигуну, под патронажем Министерства Здравоохранения и Национальной Ассоциации Науки и Технологии. На конференции было решено создать всю необходимую инфраструктуру по научному исследованию цигун. Эксперименты были показаны по телевиденью и о них печатались статьи в массовых научно-популярных журналах.
В 1980г. санаторий в Бэйдахе был вновь открыт, и первосоздатель цигуна Лю Гуйчжен, пострадавший в годы Культурной Революции стал его директором. Цигун легко привлекал внимание китайских СМИ. Ведь это было волнующее, позитивное, неполитичное движение с харизматичными лидерами. Про него писать было безопасно, а истории неизменно пользовались успехом. Постепенно сложился тренд обращать внимание на то что у некоторых лиц практикующих цигун стали появляться паранормальные способности или сверхсилы типа сверхчувствительности, телепатии, левитации, невероятной физической силы и так далее. Это привлекало дополнительный интерес.
Итак, комбинация трех элементов – научного базиса, журналистского энтузиазма и политической поддержки позволила выйти на свет новым «суперзвездам» - мастерам цигуна. В 1993 году вышла «Энциклопедия Современного Китайского Цигуна», которая перечисляет около 500 мастеров, с большим или меньшим числом последователей, появившимися в годы цигунного бума.
Стоит отметить, что из этих мастеров меньшинство относит себя к школе Лю Гуйчжена перед Культурной Революцией, почти четверть относит себя к дореволюционным школам и практикам, которые передавались от учителя к единственному ученику на протяжении поколении. То есть в это время мастера уже не боялись запятнать себя связью с «феодальными пережитками». Скорее наоборот это было в какой-то мере престижно. Тут интересно, что до этого про них никто не слышал и не видел, а тут вдруг они повылазили из всех щелей. Скорее всего половина из них выдумана авторами, и вся эта "древняя" передача от учителя-ученику не более чем байка для колорита
То есть как мы видим к концу 80-х годов, бум породил массовое движение, вовлекшее сотни миллионов людей по всей стране. По некоторым оценкам цигун в той или иной степени практиковал каждый пятый китаец. Цигун поддерживался на самом высоком уровне, и пропаганда рассматривала его как инструмент строительства «социализма с китайской спецификой». Цигун это был свой особый путь в медицине. Путь, подчеркивающий особенность, уникальность и передовой характер Китая в мире. Китайцы относятся к вопросу национальной идентичности очень остро .
К началу 90-х бум по-утих, но в целом интерес к практикам цигун устойчиво сохраняется до сих пор."
Источники:
1. Статьи и лекции Д.Моисеева
2. Статьи, лекции и переводы с китайского В. Константинова
3. Алексей Попов . Статьи « История цигун» , «Бум цигун»
4. Лю Гуйчжэн. «Новый метод лечения болезней.». Журнал «Китай». 1956 сентябрь.
5. Liu Guizhen 劉貴珍, Qigong Liaofa Shijian 氣功療法實踐 (Shijiazhuang: Hebei renmin Chubanshe, 1957
Узнать о разных стилях цигун можно, открыв в правом верхнем углу - "Стили цигун"