Багуачжан, еще одна ветвь внутренних направлений ушу, переводится как «ладонь восьми триграмм». Создание этого древнего искусства приписывают даосам Гунь Юнь и Цзин Юнь. Вот как говорит о багуачжан выдающийся мастер и реформатор внутренних стилей ушу, получивший традицию в багуа, синьи и тайцзи, Сунь Лутан (1861-1931): «Если судить от возраста горных вершин, в период Чжоу случилось доброе предназначение этого искусства. В период Хань — продолжилось его становление. А в период Цин — завершилось становление...» (Сунь Лутан. БАГУА ЦЮАНЬ СЮЭ).
Широкую известность этой школе принесло имя Дун Хайчуаня. Уроженец провинции Хебей, он якобы долгие годы обучался таинственному искусству в гораж Уданьшань, и лишь в 1875 году, Дун Хайчуань вернулся в мир. Поступив слугой в дом императорских родственников, он сделал карьеру при дворе и был знаменит как мастер ушу и основатель направления «Ладонь восьми тригримм». У Дун Хайчуань было множество учеников. Наиболее известные их них, Чен Тинхуа(1849-1900), Инь Фу(1842-1911), Ли Цуньи(1849-1921), Чжан Чжаодун(1858-1938), Лю Фэнчунь(1855-1900) Лян Чжэнпу (?-1923). Уже после смерти Учителя ими было создано несколько направлений багуачжан. Каждая из школ, не нарушая основ, видела искусство «восьми ладоней» по-своему. (Даосская традиция вообще не признавала вербальную передачу Истины — каждый ученик под руководством наставника как бы заново открывал для себя суть бытия, практикуя даосские искусства). Однако это вовсе не значит, что даосы поощряли «самодеятельность»: каждый даос должен под руководством Учителя сам прочувствовать реальность Учения, и только тогда он обретал подлинное просветление.
По некоторым сведениям соучениками Дун Хайчуань были Ли Чженьцин и Би Юэся, однако традиции их линии, пребывая в тени славы учеников линии Дун Хайчуаня, не получили столь широкой известности.
Багуачжан характеризуется круговыми перемещениями, а потому особыми позициями тела. Все движения исходят из круга. Движения плавные или стремительные, но не допускающие разрывов, цельные и согласованные. Скручивание сменяется раскручиванием, сжатие — растяжением. Особое внимание уделяется цельности воплощений и восьми формам ци, символами которых являются знаки-триграммы (гуа), Откуда и пошло название — ба гуа, то есть «восемь триграмм». Триграммы являются древними символами, отражающими различные состояние бытия при помощи сочетаний космологических символов Инь и Ян. Восемь гуа символизируют соотношения проявлений Инь и Ян в природе. По преданию, первоимператор Китая Фу Си (Бао Си) увидел их начертанными на спине гигантской черепахи-дракона. Сочетания восьми триграмм, разрастаясь до бесконечности, символизируют все проявления в мире, однако то многообразие можно свести к 8-мигуа, а восемь гуа к пяти стихиям и четырем природным силам, двум явлениям Инь и Ян. Инь и Ян, в свою очередь, сводятся в Великий Предел, за которым сокрыта Великая Пустота проявление Дао.
Практикуя багуа, даосы приводили свою природу (а согласно даосскому учению и весь Мир) в состояние динамического равновесия. Сегодня появляются утверждения некоторых экспертов что багуа вообще не применимо как боевое искусство и является лишь практикой внутренней алхимии. Это заблуждение. Даосские практики никогда не замыкаются на микрокосмосе человеческого существа, они берут за основу взращивание трех даньтяней, гармонию трех начал: Неба, Земли и Человека. Именно в динамике жизни, в несовершенстве и хаосе мира форм достигается не иллюзорная, а истинная гармония, и на достижение этой гармонии как результата проявления, взращивания и сублимации энергий Микрокосмоса-Человека направлены системы багуа.
Основные школы и направления багуачжан: Удан, Чен, Цао, Инь (мастера Инь-фу), Инь-Ян, Эмей и некоторые другие.
Печатается по материалам статьи "Философско-исторические аспекты внутренних традиций ушу" (А.И. Фомичев, 1999 год)