"8 Чудесных» каналов"

  I.                «Чудесные» каналы.

Циркуляция энергии по организму имеет принцип стройной системы, обладающей огромным количеством запасов прочности: основные каналы работают проводящими путями Ци, чудесные — ее регулировщиками. Все вместе это похоже на дорожное движение со светофорами, а на крайний случай и регулировщиками с жезлами, машущими ими с целью побыстрее разгрести особо забитые пробками места.

Основная функция 8 чудесных сосудов состоит в регуляции потоков энергии в основных 12 каналах. 12 каналов лишь проводят энергию, в то время как чудесные регулируют ее количество: если где-либо наблюдается переполнение, то они способны вбирать в себя избыток ци, если же имеет место истощение, то чудесные сосуды способны восполнить недостаток канальной ци.

«Нань-цзин» (Канон трудностей) приводит отличное сравнение 12 основных каналов с оросительными каналами, а чудесные сосуды — с водоемами, откуда в оросительные каналы поступает вода.

Когда Ци (жизненная энергия) и кровь текут в двенадца­ти меридианах в избыточном количестве, то происходит сброс их в восемь экстраординарных каналов для хранения.

Когда внутренней Ци недостаточно в двенадцати меридиа­нах, она, запасенная в восьми чудесных меридианах, возвра­щается обратно в двенадцать регулярных меридианов. Эти двенадцать меридианов подобны рекам и каналам, а восемь чудесных меридианов подобны озерам. Таким образом, первостепенные функции восьми чудесных меридианов заключаются в том, чтобы поддерживать и регулировать двенадцать регулярных меридианов. Но восемь чудесных меридианов имеют свои собственные маршруты , чтобы принимать Ци и чтобы внутренняя Ци, запасенная в них, могла согре­вать органы тела изнутри и увлажнять поверхность тела снаружи.

Это же можно сравнить с работой нашей иммунной системы: известно, что раковые клетки возникают постоянно, однако до поры до времени она (иммунная система) справляется с ними, пока не наступит момент Х… Так и вся система цзин-ло: избыток и недостаток возникают постоянно вследствие стрессов, переохлаждения и некачественного питания, а в это время чудесные сосуды работают в штатном режиме, гася колебания обычной жизни, пока не наступит момент Х, т.е. то, что мы называем патологией. Она свидетельствует о непомерной нагрузке, которую не смогли потянуть чудесные каналы. Тут уже непременно надо лечить — ибо все сломалось сурово и всерьез.

Так же стоит упомянуть, тот факт, что если говорить о канонических трудах, то, конечно же, первое упоминание 8 чудесных сосудов встречается впервые в «Каноне Желтого императора о внутреннем». Однако точное время создания этого шедевра неизвестно. Зато известно кое-что другое, вполне конкретное.

При раскопках Мавангдуи* были найдены рукописи, датируемые 2 в. до н. э. К тому же периоду относится деятельность врача Шунь Ю И (216 — 150 г.г. до н. э.). Его (врача) биограф приводит ответы суду, касающиеся одного из учеников Шунь Ю И : «Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов… и соответствующим им пульсам… и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек». Из этого ответа однозначно следует, что теория чудесных сосудов была уже известна и применялась во врачебной практике как минимум за 2 века до Р.Х.

Чудесных каналов всего 8:

  1. Внутренний, передний, срединный, чудесный меридиан жэнь-май (XIV, JM, J, VC), переднесрединный.
  2. Наружный, задний, срединный, чудесный меридиан ду-май (XIII, TM, T, VG), заднесрединный.
  3. Внутренний поднимающийся чудесный меридиан, чжун-май (поднимающий),
  4. Наружный опоясывающий чудесный меридиан дай-май (опоясывающий),
  5. Внутренний пяточный чудесный меридиан инь-цяо-май (внутренний пяточный), канал движения инь.
  6. Наружный, пяточный, чудесный меридиан, ян-цяо-май (наружный пяточный), канал движения ян.
  7. Внутренний поддерживающий чудесный меридиан инь-вэй-май (внутренний поддерживающий), канал, регулирующий инь.
  8. Наружный, поддерживающий, чудесный меридиан, ян-вэй-май (наружный поддерживающий), канал, регулирующий ян.

 

  1. II.          Описание «Чудесных» меридианов.

 

Напоминаю, что «май» в названии канала означает собственно «сосуд».

1. Ду-май

Точка ключ: хоу-си (IG.3)
Связывающая точка: шэнь-май (V.62)
Противоболевая: фу-ян (V.59)

«Ду» в контексте названия сосуда имеет значение «военный губернатор».
Приблизительный перевод: «сосуд-губернатор/управляющий сосуд».
Функции: известен как «Море всех Ян-меридианов», управляет всеми Ян-каналами.
Траектория: проходит по задней срединной линии тела.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V) и сосудом Жэнь-май.
Составляет пару с чудесным каналом Ян-цзяо-май.

2. Жэнь-май

Точка ключ: ле-цюе (Р.7)
Связывающая точка: чжао-хай (R.6)
Противоболевая: цзяо-синь (R.8)

«Жень» в контексте названия сосуда имеет значения «беременность», а так же «отвечать за…». Свое название получил за то, что регулирует переполнение или нехватку Ци и крови во всех Инь-каналах и отвечает за беременность, ибо начинается в матке.
Приблизительный перевод: «ответственный сосуд/сосуд беременности».
Функции: известен как «Море всех Инь-меридианов», управляет всеми Инь-каналами.
Траектория: проходит по передней срединной линии тела.
Пересекается с: каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.
Составляет пару с чудесным каналом Инь-цзяо-май.

3. Чун-май

Точка ключ: гунь-сунь (RР.4)
Связывающая точка: нэй-гуань (MC.6)
Противоболевая: чжу-бинь (R.9)

«Чун» в контексте названия сосуда имеет значения «проход, проходить» или «стратегически важный перекресток путей сообщения». Свое название получил за то, что проходит по путям циркуляции Ци и крови двенадцати каналов, а также «проходит» с двух сторон от пупка.
Приблизительный перевод: «проходящий сосуд/сосуд стратегического значения».
Функции: известен как «Море двенадцати каналов», «Море пяти органов цзан и шести органов фу», «Море крови».
Траектория: проходит по животу параллельно передней срединной линии.
Пересекается с: каналом почек (R).
Составляет пару с чудесным каналом Инь-вэй-май.

4. Дай-май

Точка ключ: цзу-линь-ци (VB.41)
Связывающая точка: вай-гуань (TR.5)
Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)

«Дай» в контексте названия сосуда имеет значение «пояс, кушак». Свое название получил за то, что опоясывает тело в районе талии.
Приблизительный перевод: «опоясывающий сосуд».
Функции: связывает воедино двенадцать каналов и восемь сосудов.
Траектория: опоясывает туловище в талии.
Пересекается с: каналом желчного пузыря (VB).
Составляет пару с чудесным каналом Ян-вэй-май.

5. Инь-вэй-май

Точка ключ: нэй-гуань (MC.6)
Связывающая точка: гунь-сунь (RР.4)
Противоболевая: чжу-бинь (R.9)

«Вэй» в контексте названия сосуда имеет значение «связывать», «соединять». Свое название получил за то, что связывает все Инь-каналы.
Приблизительный перевод: «сосуд, связывающий Инь».
Функции: связывает все Инь-каналы, начинается в «месте пересечения всех Инь-каналов» (грудь, живот), «управляет» внутренним.
Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, по животу идет к шее.
Пересекается с: каналом почек (R), каналом селезенки (RP), каналом печени (F) и сосудом Жэнь-май.
Составляет пару с чудесным каналом Чун-май.

6. Ян-вэй-май

Точка ключ: вай-гуань (TR.5)
Связывающая точка: цзу-линь-ци (VB.41)
Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)

«Вэй» в контексте названия сосуда имеет значение «связывать», «соединять». Свое название получил за то, что связывает все Ян-каналы.
Приблизительный перевод: «сосуд, связывающий Ян».
Функции: связывает все Ян-каналы, начинается в «месте пересечения всех Ян-каналов» (голова и лицо), «управляет» наружным.
Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, поднимается до надплечья, шеи и головы.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом тонкого кишечника (IG), каналом Сань-цзяо (TR), каналом желчного пузыря (VB), каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.
Составляет пару с чудесным каналом Дай-май.

7. Инь-цзяо-май

Точка ключ: чжао-хай (R.6)
Связывающая точка: ле-цюе (Р.7)
Противоболевая: цзяо-синь (R.8)

«Цзяо» (иногда в литературе употребляется «цяо») в контексте названия сосуда имеет значение «пятка». Свое название получил за то, что начинается на Инь-стороне пятки.
Приблизительный перевод: «пяточный Инь-сосуд».
Функции: управляет Инь нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.
Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, поднимается до глаза.
Пересекается с: каналом почек (R) и каналом мочевого пузыря (V).
Составляет пару с чудесным каналом Жэнь-май.

8. Ян-цзяо-май

Точка ключ: шэнь-май (V.62)
Связывающая точка: хоу-си (IG.3)
Противоболевая: фу-ян (V.59)

«Цзяо» (иногда в литературе употребляется «цяо») в контексте названия сосуда имеет значение «пятка». Свое название получил за то, что начинается на Ян-стороне пятки.
Приблизительный перевод: «пяточный Ян-сосуд».
Функции: управляет Ян нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.
Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, надплечью и голове.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом желудка (E), каналом толстого кишечника (GI) и каналом желчного пузыря (VB).
Составляет пару с чудесным каналом Ду-май.

 

           III.               Функции регулирования, избыток и недостаток.

 

                   Рассматривая совокупную (совместную) работу системы основных меридианов (СОМ) и системы чудесных меридианов (СЧМ), мы видим, что наиболее часто рассматривается её основная функция, т.е. функция восполнения недостатка энергии в СОМ за счёт запасов энергии из СЧМ, которая, в свою очередь, накапливается там как «сброс» избытка энергии из СОМ.  Таким образом, можно сделать вывод, что при определённых различных условиях в СОМ может возникать как недостаток, так и избыток энергии, который или «поступает» в СЧМ или из неё обратно в СОМ.

                   Этот случай как раз и считается нормальным, существующем в подавляющем большинстве случаев, отсюда он и наиболее распространён в медицинских описаниях системы меридианов человека. Отсюда же можно сделать вывод, что при определённых условиях энергетическая система человека может работать максимально эффективно и слажено. Именно эти условия известны во многих культурах и традициях в виде определённого «правильного образа жизни».

                   Также стоит упомянуть об двух крайних моментах состояния системы СОМ-СЧМ – это постоянный или крайний недостаток энергии в СОМ, и, соответственно, постоянное «опустошение» СЧМ; и наоборот, постоянное наличие избытка в СОМ, и, следовательно, постоянный рост избытка в СЧМ.

                   Обе эти ситуации, хоть и крайне редки (особенно ситуация «хронического избытка»), но всё же возможны. Первую ситуацию (недостаток) проще получить, например, находясь длительное время в холодной воде, вторую значительно сложнее, при этом невозможно её получить насильственным путём – если мы, например, съедим пищи больше, чем нам нужно, то, хоть организм и извлекает энергию из пищи, это не значит, что он извлечёт её еще больше – избыток пищи будет утилизирован организмом, частично выведен из него, а частично будет рассредоточен по нему в виде запасов (жир) и шлаков (токсины). Это, кроме того что потребует определённого дополнительного расхода энергии организмом на утилизацию излишков (что, кстати, может превысить объем энергии полученный из съеденной пищи), потребует еще и дополнительных расходов энергии на хранение и борьбу с токсинами и следствием их воздействия на организм. Откуда же тут взяться избытку? Кроме того, в такой сложной и многоуровневой системе как человек предусмотрены определённые механизмы, задачей которых является поддержание энергетической системы в состоянии баланса и недопущения возникновения крайностей, перекосов, так как оба крайних состояния в итоге приводят к повреждению тела и сокращению продолжительности жизни организма. И даже если мы каким-то образом сможем получить этот избыток в организме, всё равно система сработает таким образом, что мы его потеряем, — механизм этот работает полностью автоматически, т.е. бессознательно. Однако, если с недостатком всё более-менее просто, то избыток энергии (как и энергия вообще) являются очень важным и ценным продуктом для организма, чтобы его «просто так выбрасывать на ветер» и существует способ накопления и преобразования энергии в организме, но это возможно лишь сознательным путём.

 

           IV.               Резюме

Отличия чудесных каналов от основных:

  1. В отличие от основных 12-и каналов, восемь сосудов не являются «путями ци», но являются ее динамическим резервуаром, помогающим регулировать поток ци в основных 12 каналах, т.е. работают не эпизодически, включаясь в момент возникновения серьезной патологии, а выполняют на постоянной основе распределительную функцию, являясь, по сути, динамическими резервуарами энергии.
  2. Восемь сосудов, кроме Ду-май и Жень-май не имеют своих собственных точек, однако пересекаются с основными каналами в точках этих каналов.
    Восемь сосудов не имеют прямой связи с цзан-фу органами.

Сводные характеристики

1. Все чудесные сосуды сливаются в точке цин-мин (V.1) у внутреннего угла глаза.

2. Каждому сосуду полагается иметь 3 специальные точки:

  • Точка-ключ, как пишут наши авторы, «замыкает контур меридиана», т.е. «включает» его в работу. Мы помним, что ничего включать не надо — оно и так работает, однако точка-ключ действительно запускает нужный нам сосуд к принудительной сверхурочной работе, если того требуют обстоятельства. (Потому в иглоукалывании сначала укалывают точку-ключ, потом симптоматические точки, а в завершении связывающую точку спаренного чудесного сосуда. Укалывание тех же самых точек в другом порядке не «включит» систему чудесного меридиана, а будет лишь пустой тратой времени без нужного эффекта.)
  • Связывающая точка связывает нужный нам чудесный сосуд с его «товарищем», спаренным каналом, образуя более продуктивную связку из двух каналов, чем использование только одного. (При уколе применяется принцип «хозян-гость».)
  • Противоболевая точка.

3. Все чудесные каналы делятся на Инь и Ян.

4. Таблица со сводными характеристиками 8 чудесных сосудов для удобства восприятия всего перечисленного.

 

 

 

            V.               Подробное описание 8-и «Чудесных меридианов»

 

  1. 1.    Контролирующий сосуд Ду-май или Заднесрединный меридиан

 

 Непарный, относится к системе ян. «Ду» в контексте названия сосуда имеет значение «военный губернатор», «май» означает «сосуд». Представляет собой «Море всех Ян-меридианов» и известен как Контролирующий сосуд. Пересекается со всеми Ян-каналами, а также с сосудами Ян-вэй-май и Дай-май, управляет и активирует Ян-ци всего организма. «Все сосуды и каналы человеческого организма стекаются в это место раздела янских каналов, и поэтому их течение можно сравнить с течением воды, а контролирующий канал ду-май является сетью, которая улавливает все янские каналы, а потому данный канал называется морем», — говорится в Да Чен. Составляет пару с чудесным каналом Ян-цзяо-май.



По «Чжень-Цзю Да Чен»:
Траектория (Ход Канала) Ду-май

 

Контролирующий канал ду-май начинается в нижней части живота в центре лобковой кости. У женщин он имеет ответвление во влагалище, конец которого находится у внешнего отверстия уретры. Он соединяется с половыми органами, обходит вокруг них, проходит по ягодицам, доходит до канала малый инь, и в ло-пункте цзюй-ян соединяется с каналом малый инь, затем проходит вверх по внутренней поверхности бедра, идет внутри позвоночника, дает ответвление, которое соединяется с почками; вместе с каналом сверх ян доходит до внутреннего уголка глаза, переходит на лоб, доходит до макушки головы, дает ответвление, которое соединяется с мозгом; другой ход канала опускается на шею, проходит по плечу и предплечью, а затем около позвоночника спускается вниз в область поясницы, откуда ответвление данного канала опять соединяется с почками. Потом у мужчин данный канал проходит около полового члена и доходит до промежности. У женщин канал идет аналогично. От нижней части живота он поднимается вверх до пупка, затем он соединяется с сердцем, входит в горло, проходит по челюсти, огибает губы и вверху заканчивается в центре глаз. Контролирующий канал ду-май начинается в точке шу нижнего предела ся-цзи и проходит внутри позвоночного столба вверх до точки фэн-фу. На макушке головы внутренний ход канала уходит в мозг. Затем он проходит по лбу и доходит до основания носа, где соединяется с морем всех янских каналов. Болезни данного канала выражаются в болях и недостаточности позвоночника.

По «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) сосуд Ду-май кроме главного ствола имеет еще три ветви. /Картинка канала и данный кусок текста из Хуанди нэй цзин приводятся по книге Белоусова П. В «Система каналов и коллатералей китайской медицины»/

Главный ствол начинается внутри нижней части живота, выходит на поверхность в области точки Хуэй-инь VC.1, поднимается по позвоночнику, достигает точки Фэн-фу VG.16 на затылке и входит в головной мозг, связывается с головным мозгом, затем вновь выходит на поверхность, поднимается до макушки, по средней линии лба достигает кончика носа, огибает верхнюю губу, заканчивается в точке Инь-цзяо VG.28.

Первая ветвь вместе с сосудами Чун-май и Жэнь-май начинается в матке, выходит в области точки Хуэй-инь VC.1, на конце копчика соединяется с основным стволом канала почек и с каналом мочевого пузыря, вместе они проходят в позвоночнике, выходят в почках.

Вторая ветвь изнутри нижней части живота поднимается через пупок и сердце, достигает области горла и соединяется с сосудами Жэнь-май и Чун-май, поднимается до нижней челюсти, огибает рот, достигает середины подглазничной области.

Третья ветвь вместе с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря отходит от внутренних углов глаз, поднимается по лбу, соединяется на макушке (Бай-хуэй VG.20), входит внутрь черепа и связывается с головным мозгом, выходит на поверхность на затылке, идет кнутри от лопаток с двух сторон позвоночника, достигает поясницы, входит в мышцы с двух сторон позвоночника, связывается с почками.

  1. 2.    Сосуд Зачатия Жэнь-май или Переднесрединный меридиан

 

Непарный, относится к системе инь. «Жэнь» в контексте названия сосуда имеет значения «беременность», а так же «отвечать за…». Свое название получил за то, что регулирует переполнение или нехватку Ци и крови во всех Инь-каналах и отвечает за беременность, ибо начинается в матке, «май» означает «сосуд». Представляет собой «Море всех Инь-меридианов» и известен как Сосуд Зачатия. Пересекается со всеми Инь-каналами, а также сосудом Чун-май, каналом Желудка и сосудом Ду-май, управляет и активирует Инь-ци всего организма.

«Канал начинается под точкой чжун-цзи (срединным пределом), которая находится над границей волос на лобке, и в точке гуань-юань делится на наружный и внутренний ходы на брюшной полости. Канал поднимается до гортани и соединяется с точкой моря иньских каналов, таким образом, соединяясь с остальными меридианами человеческого организма, и энергия из этого канала циркулирует по всем иньским отделам организма. Если ци субстанции инь сравнить с водой, тогда канал жэнь-май является сосудом, в котором собирается вся вода организма, а потому место сбора и называется морем всех иньских каналов», — говорится в Да Чен. Составляет пару с чудесным каналом Инь-цзяо-май.

Траектория (Ход Канала) Жэнь-май

 

/Картинка канала и кусок текста про траекторию и функции сосуда приводятся по книге Белоусова П. В «Система каналов и коллатералей китайской медицины»/

Согласно записям в каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) и в книге «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.), сосуд Жэнь-май имеет две ветви. Первая ветвь начинается в нижней части живота ниже точки Чжун-цзи VC.3, опускается к точке Хуэй-инь VC.1, затем поднимается и выходит наружу в точке Цюй-гу VC.2, далее по передней срединной линии поднимается до горла, пересекаясь с ножным шао-инь каналом почек и сосудом Чун-май в Инь-цзяо VC.7, с ручным тай-ян каналом тонкого кишечника, ручным шао-ян каналом Сань-цзяо и ножным ян-мин каналом желудка в Чжун-вань VC.12, с сосудом Инь-вэй-май в Тянь-ту VC.22, затем поднимается к нижней челюсти, огибает рот, соединяется с сосудом Ду-май в точке Инь-цзяо VG.28, проходит по щекам до подглазничной области (Чэн-ци Е.1).

Вторая ветвь начинается в матке, проходит Хуэй-инь VC.1, поднимается в позвоночнике.

Канон «Су вэнь»: «Жэнь-май начинается ниже точки Чжун-цзи [VC.3], поднимается к границе роста волос [на лобке], проходит в животе, поднимается до Гуань-юань [VС.4], достигает горла, поднимается до нижней челюсти, проходит в лицо, входит в глаза».

Канон «Лин шу»: «Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке, поднимаются в позвоночнике, являются «морями каналов и коллатералей». Их поверхностные ветви снаружи поднимаются по животу, соединяются в горле, ответвляются и окружают рот по губам».

«Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Жэнъ [-май] — это «море Инь-сосудов». Этот сосуд начинается ниже Чжун-цзи [VC.3] внутри нижней части живота, разделяется в Хуэй-инь [VC.1], поднимается вверх и выходит наружу, проходит Цюй-гу [VC.2], поднимается к границе роста волос [на лобке], достигает Чжун-цзи [VC3], вместе с ножными цзюэ-инь [печени], тай-инь [селезенки] и шао-инь [почек] проходит внутри живота, проходит Гуань-юань [VC.4], Ши-мэнь [VC.5], Ци-хай [VC.6], пересекается с ножным шао-инь [почек]и сосудом Чун-май в Инь-цзяо [VC.7], проходит Шэнь-цюэ [VC.8], Шуй-фэнь [VC.9], пересекается с ножным тай-инь [селезенки]в Ся-вань [VC.10], проходит Цзянь-ли [VC.11], пересекается с ручными тай-ян [тонкого кишечника], шао-ян [Сань-цзяо] и ножным ян-мин [желудка] в Чжун-вань [VC.12], [проходит]Шан-вань [VC.13], Цзюй-цюэ [VC.14], Цзю-вэй [VC.15], Чжун-тин [VC.16], Тань-чжун [VC.17], Юй-тан [VC.18], Цзы-гун [VC.19], Хуа-гай [VC.20], Сюань-цзи [VC.21 ], поднимается к горлу, пересекается с сосудом Инь-вэй [-май]в Тянь-ту [VC.22]и Лянь-цюань [VC.23], поднимается к нижней челюсти, проходит Чэн-цзян [VC.24], где пересекается с ручным и ножным ян-мин [толстого кишечника и желудка] и сосудом Ду-май, поднимается и огибает губы, опускается в Инь-цзяо [VG.28], проходит по лицу до середины подглазничной области, достигает Чэн-ци [Е.1] и заканчивается».

 

Функции сосуда Жэнь-май

Сосуд Жэнь-май является «верховным чиновником всей Инь», «морем Инь-сосудов», осуществляет общее руководство Ци Инь-каналов всего организма, так как проходит по срединной линии живота (живот относится к Инь), пересекается со всеми ручными и ножными Инь-каналами. Все ножные Инь-каналы (селезенки, почек, печени) соединяются с Жэнь-май в Чжун-цзи VC.3 и Гуань-юань VC.4, сосуд Инь-вэй-май соединяется с Жэнь-май в Тянь-ту VC.22 и Лянь-цюань VC.23, сосуд Чун-май соединяется с Жэнь-май в Инь-цзяо VC.7. Все ножные Инь-каналы, поднимаясь, связываются со всеми ручными Инь-каналами, поэтому и Жэнь-май связан со всеми Инь-каналами.

Сосуд Жэнь-май начинается в матке, вместе с сосудом Чун-май относится к «сосудам матки», тесно связан с менструальным циклом, беременностью и родами у женщин и хранением квинтэссенции Цзин у мужчин, является «источником Ци рождения». Кроме того, в каноне «Су вэнь» описана связь Жэнь-май и Чун-май с 7-летними жизненными циклами у женщин: «В возрасте 14 лет у женщины возникает половое влечение, в сосуде Жэнь-май начинается движение, наполняется сосуд Чун-май, временами происходят менструации, поэтому и может забеременеть… В возрасте 49 лет в сосуде Жэнь-май возникает недостаток, ослабевает и истощается сосуд Чун-май, менструации прекращаются, тело стареет и женщина не беременеет…»

Источником функциональной активности сосудов Жэнь-май и Чун-май является Ци почек, в то же время состояние Ци почек тесно связано с состоянием Ци сосудов Жэнь-май и Чун-май.

3. Опоясывающий Сосуд Дай-май

 

Ход сосуда Дай-май

  • Сосуд Дай-май начинается в подреберье в точке Чжан-мэнь F.13, вместе с ножным шао-ян каналом желчного пузыря проходит через точки Дай-май VB.26, У-шу VB.27 и Вэй-дао VB.28, огибает туловище поперек спереди через живот и сзади через II поясничный позвонок (Мин-мэнь VG.4).
  • Канон «Лин шу»: «Основной ствол ножного шао-инъ [канала почек] достигает подколенной ямки, ответвление идет к тай-ян и сливается с ним, поднимается до почек, в месте четырнадцатого позвонка выходит и соединяется с сосудом Дай-май».
  • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Сосуд Дай-май начинается в подреберье, делает оборот вокруг туловища».
  • «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Сосуд Дай-май начинается в подреберье в точке Чжан-мэнь [F. 13] ножного цзюэ-инь [канала печени], вместе с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] проходит Дай-май [VB.26], У-шу [VB.27] и Вэй-дао [VB.28], делает оборот по животу и пояснице».

Функции:

Значение иероглифа «дай» названия сосуда Дай-май — «пояс». Этот сосуд огибает туловище поперек, словно пояс, связывая все ножные каналы, а также семь других сосудов системы восьми сосудов, поэтому основной его функцией является «связывание всех каналов».

Особо тесную связь Дай-май имеет с сосудами Ду-май, Жэнь-май и Чун-май.

Точки пересечения:

Чжан-мэнь F.13

Вэй-дао VB.28

Дай-май VB.26

Мин-мэнь VG.4

У-шу VВ.27

4. Поднимающийся Сосуд Чун-май

 

Ход сосуда Чун-май

Согласно записям в древних книгах, линии прохождения сосуда Чун-май сравнительно запутанны. В целом можно выделить пять ветвей сосуда Чун-май:

  • Первая ветвь изнутри нижней части живота выходит на поверхность в точке Ци-чун Е.ЗО, поднимается вместе с ножным шао-инь каналом почек на расстоянии 0,5 цуня кнаружи от передней срединной линии, достигает грудной клетки и рассеивается.
  • Вторая ветвь от грудной клетки поднимается по горлу до носоглотки, огибает рот.
  • Третья ветвь начинается в матке, выходит в области точки Ци-чун Е.ЗО, идет по внутренней поверхности бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места кзади от внутренней лодыжки, входит в подошву стопы.
  • Четвертая ветвь от внутреннего края большеберцовой кости наискось входит во внутреннюю лодыжку, достигает тыла стопы, идет до большого пальца стопы.
  • Пятая ветвь вместе с сосудом Жэнь-май начинается в матке, поднимается в позвоночнике.

Описание в канонах

  • Канон «Су вэнь»: «Чун-май начинается в Гуань-юань [VC.4], поднимается прямо вверх по животу…»
  • Канон «Лин шу»: «Чун-май — это „море пяти цзан-органов и шести фу-органов», все пять цзан-органов и шесть фу-органов получают [Ци и кровь сосуда Чун-май]. Его верхняя ветвь выходит в носоглотку, проникает во все Ян [-каналы], орошает всю квинтэссенцию Цзин.

Его нижняя ветвь вливается в большую коллатераль шао-инь [почек], выходит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, опускается по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места сзади внутренней лодыжки и разделяется [на две ветви].

Его опускающаяся ветвь идет с шао-инъ каналом [почек], просачиваясь в три [ножные] Инь [каналы ]. Его идущая вперед ветвь идет по тылу стопы, входит в промежуток большого пальца».

  • Канон «Лин шу»: «Чун-май — это „море двенадцати каналов», вместе с большой коллатералью шао-инь [почек] начинается ниже почек, входит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, идет с каналом шао-инь [почек], опускается и входит вместо сзади внутренней лодыжки, входит в подошву.

Его ветвь наискось входит в лодыжку, выходит в тыл стопы, входит в промежуток большого пальца».

  • Канон «Лин шу»: «Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке, поднимаются в позвоночнике, являются „морями каналов и коллатералей». Их поверхностные ветви снаружи поднимаются по животу, соединяются в горле, ответвляются и окружают рот по губам».
  • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Чун-май начинается в Ци-чун [Е.ЗО], идет вместе с ножным ян-мин каналом [желудка], поднимается с двух сторон от пупка, достигает груди и рассеивается».
  • «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Чун [-май] — это „море каналов». Еще его называют „морем крови». Этот сосуд вместе с Жэнь-май начинается в нижней части живота в матке. Его поверхностная наружная ветвь начинается в Ци-чун [Е.ЗО], соединяется с ножными каналами ян-мин [желудка] и шао-инь [почек], поднимается по животу до Хэн-гу [R. 11], поднимается с двух сторон от пупка на расстоянии 5 фэней [от передней срединной линии], проходит Да-хэ [R.12], Ци-сюэ [R.13], Сы-мань [R.14], Чжун-чжу [R.15], Хуан-шу [R.16], Шан-цюй [R.17], Ши-гуань [R.18], Инь-dy [R.19], [Фу-]тун-гу [R.20], Ю-мэнь [R.21], достигает груди и рассеивается».

         Функции:

            Значение иероглифа «чун» названия сосуда Чун-май — «стратегически важный путь». Вверху он поднимается до головы, внизу опускается к ступням, пронизывая все тело, является стратегически важным путем, по которому осуществляется общее руководство Ци и кровью всех каналов. Чун-май регулирует состояние Ци и крови двенадцати каналов, поэтому имеет названия «море двенадцати каналов» «море пяти цзан-органов и шести фу-ор-ганов» и «море крови».

            Сосуд Чун-май начинается в матке, вместе с сосудом Жэнь-май относится к «сосудам матки», тесно связан с беременностью, родами и менструальным циклом, имеет названия «жилище крови» и «море крови». В каноне «Су вэнь» говорится: «Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя… когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются». В каноне «Су вэнь» также описана связь сосудов Чун-май и Жэнь-май с 7-летними жизненными циклами у женщин.

            Источником функциональной активности сосудов Чун-май и Жэнь-май является Ци почек, в то же время состояние Ци почек тесно связано с состоянием Ци сосудов Чун-май и Жэнь-май. Почки хранят квинтэссенцию Цзин, управляют развитием и воспроизводством, «расцветают в волосах». В каноне «Лин шу» говорится: «У евнухов… поврежден сосуд Чун-май… нет достатка в сосудах Чун-май и Жэнь-май, есть Ци и нет крови… поэтому не растут борода и усы». Также считается, что содержание крови в сосудах Чун-май и Жэнь-май у мужчин выше, чем у женщин (женщины теряют кровь во время менструаций), именно поэтому у мужчин растут борода и усы, так как «волосы — это излишек крови».

Точки пересечения:

Хуэй-инь VC.1

Ци-чун Е.ЗО

Гуань-юань VC.4

Ци-сюэ R.13

Сы-мань R.14

Чжун-чжу R.15

Хуан-шу R.16

Шан-цюй R.17

Инь-цзяо VC.7

Хэн-гу R.11

Да-хэ R.12

Ши-гуань R.18

Инь-ду R.19

Фу-тун-гу R.20

Ю-мэнь R.21

 

 5. Поддерживающий Сосуд Ян-вэй-май

 

Ход сосуда Ян-вэй-май:

Сосуд Ян-вэй-май начинается в голове, которая является «местом пересечения всех Ян-каналов». Ци сосуда выходит на поверхность в точке Цзинь-мэнь V.63, поднимается по наружной поверхности нижней конечности, проходит область тазобедренного сустава, достигает места сзади подмышечной ямки, поднимается на надплечье, проходит за ухом к месту на 1 цунь выше середины брови (Ян-бай VB.14), далее вместе с ножным шао-ян каналом желчного пузыря идет прямо назад к затылочной области до точки Фэн-чи VB.20, после чего соединяется с сосудом Ду-май в точках Фэн-фу VG.16 и Я-мэнь VG.15.

  • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Ян-вэй [-май] начинается в «месте пересечения всех Ян-каналов»".
  • «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов, 1341 г.): «Ян-вэй [-май] связывает все Ян [-каналы]. Этот сосуд начинается в «месте пересечения всех Ян-каналов». Ци сосуда появляется в Цзинь-мэнь [V.63], его точка-щель — Ян-цзяо [VB.35], пересекается с ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря] и сосудом [Ян-] цяо-май в точке Нао-шу [IG.10], пересекается с ручным и ножным шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря] в Тянь-ляо [TR.15] и Цзянь-цзин [VB.21], на голове также пересекается с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] в Бэнь-шэнь [VB.13], Ян-бай [VB.14], Тоу-линь-ци [VB.15], поднимается до Чжэн-ин [VB.17], проходит Нао-кун [VB.19], опускается до Фэн-чи [VB.20], пересекается с сосудом Ду-май в Фэн-фу [УС16]и Я-мэнь [VG.15]«.
  • «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Ян-вэй [-май]начинается в «месте пересечения всех Ян-каналов «. Этот сосуд появляется в точке Цзинь-мэнь [V.63 ] ножного тай-ян [канала мочевого пузыря], расположенной ниже наружной лодыжки на 1 цунь с половиной, поднимается к месту на 7 цуней выше наружной лодыжки, в точке Ян-цзяо [VB.35] пересекается с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря], эта точка является точкой-щелью Ян-вэй [-май]. Поднимается по наружному краю колена до области тазобедренного сустава, достигает боковой области нижней части живота, пересекается с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] в Цзюй-ляо [VB.29], идет по ребрам и наискось поднимается в локоть, поднимается и пересекается с ручным ян-мин [каналом толстого кишечника], ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря] в Би-нао [GI.14], идет к надплечью, в Нао-хуэй [TR.13] и Тянь-ляо [TR.15] пересекается с ручным шао-ян [каналом Сань-цзяо], в Цзянь-цзин [VB.21] пересекается с ручным и ножным шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря] и ножным ян-мин [каналом желудка], после вхождения в надплечье пересекается с ручным тай-ян [каналом тонкого кишечника] и Ян-цяо [-май]в Нао-шу [IG.10], поднимается за ухом, в Фэн-чи [VB.20] пересекается с ножным и ручным шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря], поднимается в Нао-кун [VB.19], Чэн-лин [VB.18], Чжэн-ин [VB.17], Му-чуан [VB.16], [Toy-]линь-ци [VB.15], опускается по лбу и в точке Ян-бай [VB.14 [пересекается с ручными и ножными шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря] и ян-мин [каналами толстого кишечника и желудка]— пять каналов, идет по голове и входит в ухо, поднимается до Бэнь-шэнь [VB.13]‘и заканчивается».

Функции:

Значение иероглифа «вэй» названия сосуда Ян-вэй-май — «связывать». Основной функцией этого сосуда является «связывание» всех Ян-каналов и сосуда Ду-май, а также регулировка в них состояний недостатка и избытка, то есть способность вбирать в себя излишек Ци и крови при избытке и отдавать их при недостатке.

Сосуд Ян-вэй-май «управляет» наружным. Чжан Юаньсу (1151 — 1234 гг.) писал: «Защитная Ци относится к Ян, управляет наружным. Когда патогенная Ци проникает в сосуд Ян-вэй-май, — болезнь снаружи, поэтому и возникают мучительные озноб и жар».

6. Внутренний Поддерживающий Сосуд Инь-вэй-май

 

Ход сосуда Инь-вэй-май:

Сосуд Инь-вэй-май начинается в области груди и живота, которая является «местом пересечения всех Инь-каналов» (ЩЩ З-Зс). Ци сосуда выходит на поверхность в точке Чжу-бинь R.9,поднимается по внутренней поверхности нижней конечности до живота, далее идет вместе с ножным тай-инь каналом селезенки на расстоянии 4 цуня кнаружи от передней срединной линии до точки Ци-мэнь F.14, пересекаясь с ножным цзюэ-инь каналом печени, проходит по грудной клетке и соединяется с сосудом Жэнь-май в точках Тянь-ту VC.22 и Лянь-цюань VC.23, поднимается до места кпереди от макушки, где и заканчивается.

  • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Инь-вэй[-май] начинается в «месте пересечения всех Инь-каналов».
  • «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов, 1341 г.): «Инь-вэй[-май] связывает все Инь [-каналы]. Этот сосуд начинается в «месте пересечения всех Инь-каналов». Ци сосуда появляется в точке-щели Инь-вэй [-май], которая называется Чжу-бинь [R.9], пересекается с ножным тай-инь [каналом селезенки] в Фу-шэ [RP.13], Да-хэн [RP.15] и Фу-ай [RP.16], пересекается с ножным цзюэ-инь [каналом печени]в Ци-мэнь [F.14], пересекается с сосудом Жэнь-май в Тянь-ту [VC.22] и Лянь-цюань [VC.23]«.
  • «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Инь-вэй [-май]начи-нается в «месте пересечения всех Инь-каналов «. Этот сосуд появляется в точке Чжу-бинь [R.9] ножного шао-инь [канала почек], которая является точкой-щелью Инь-вэй [-май], расположена между мышцами икры на 5 цуней вверх от внутренней лодыжки, поднимается по внутренней поверхности бедра, идет вверх и выходит в нижнюю часть живота, в точке Фу-шэ [RP.13]пересекается с ножными [каналами]тай-инь, цзюэ-инь, шао-инь и ян-мин [селезенки, печени, почек и желудка], поднимается и пересекается с ножным тай-инь [каналом селезенки] в Да-хэн [RP.15] и Фу-ай [RP.16], идет по ребрам, пересекается с ножным цзюэ-инь [каналом печени] в Ци-мэнь [F.14], поднимается по груди, диафрагме и горлу, соединяется с сосудом Жэнь-май в Тянь-ту [VC.22] и Лянь-цюань [VC.23], доходит до места перед макушкой и заканчивается».

Функции:

Значение иероглифа «вэй» названия сосуда Инь-вэй-май — «связывать». Основной функцией этого сосуда является «связывание» всех Инь-каналов и сосуда Жэнь-май, а также регулировка в них состояний недостатка и избытка, то есть способность вбирать в себя излишек Ци и крови при избытке и отдавать их при недостатке. Сосуд Инь-вэй-май «управляет» внутренним. Чжан Юаньсу (1151 — 1234 гг.) писал: «Питательная Ци относится к Инь, управляет внутренним. Когда патогенная Ци проникает в сосуд Инь-вэй-май, — болезнь внутри, поэтому и возникает мучительная боль в области сердца».

Точки пересечения:

Чжу-бинь R.9

Чун-мэнь RP. 12

Фу-шэ RP.13

Да-хэн RP.15

Фу-ай RP.16

Ци-мэнь F. 14

Тянь-ту VC.22

Лянь-цюань VC.23

7. Внешний Пяточный Сосуд Ян-цяо-май

 

 Ход сосуда Ян-цяо-май:

Сосуд Ян-цяо-май начинается в точке Шэнь-май V.62 на наружной стороне пятки, проходит наружную лодыжку, поднимается по заднему краю малоберцовой кости и далее по наружной поверхности бедра, проходит область тазобедренного сустава, идет по ребрам, достигает области плечевого сустава, проходит надплечье, поднимается по шее до угла рта, достигает внутреннего угла глаза (Цзин-мин V.1), где пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, ручным тай-ян каналом тонкого кишечника, ножным ян-мин каналом желудка и сосудом Инь-цяо-май, проходит по голове до точки Фэн-чи VB.20, где соединяется с ножным шао-ян каналом желчного пузыря.

  • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Ян-цяо [-май] начинается в пятке, поднимается через наружную лодыжку, входит в Фэн-чи [VB.20]«.
  • «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Ян-цяо [-май] — ответвление ножного тай-ян [канала мочевого пузыря]. Этот сосуд начинается в пятке, выходит в наружной лодыжке, опускается в точку Шэнь-май [V.62] ножного тай-ян [канала мочевого пузыря], за лодыжкой огибает пятку, в Пу-цань [V.61] его корень, поднимается на 3 цуня выше наружной лодыжки, Фу-ян [У59] — его точка-щель, поднимается прямо по наружному краю бедра, по задней части ребер поднимается до лопаток, поднимается и пересекается с ручным тай-ян [каналом тонкого кишечника]и Ян-вэй [-май]в Нао-шу [IG.10], поднимается и проходит по наружному краю надплечья, пересекается с ручным ян-мин [каналом толстого кишечника] в Цзюй-гу [GI.16], пересекается с ручными ян-мин [каналом толстого кишечника] и шао-ян [каналом Сань-цзяо] в Цзянь-юй [GI.15], поднимается до Жэнь-ин [Е.9], доходит до уголков губ, пересекается с ручным и ножным ян-мин [каналами толстого кишечника и желудка] и сосудом Жэнь-май в Ди-цан [Е.4], вместе с ножным ян-мин [каналом желудка] поднимается и проходит Цзюй-ляо [Е.З], вновь пересекается с сосудом Жэнь-май в Чэн-ци [Е.1 ], достигает внутреннего угла глаза и пересекается с ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря], ножным ян-мин [каналом желудка] и Инь-цяо [-май] — пять каналов — в точке Цзин-мин [V.1], поднимается от Цзин-мин [V.1] и входит в границу роста волос, опускается за ухо, входит в точку в Фэн-чи [VB.20] и заканчивается».

8. Внутренний Пяточный Сосуд Инь-цяо-май

 

Ход сосуда Инь-цяо-май:

Сосуд Инь-цяо-май начинается сзади бугристости ладьевидной кости (кзади от точки Жань-гу R.2), выходит в точку Чжао-хай R.6, пересекаясь с ножным шао-инь каналом почек, проходит внутреннюю лодыжку, поднимается по внутренней поверхности нижней конечности, входит в половые органы, поднимается по животу и грудной клетке до надключичной ямки, проходит по горлу кпереди от точки Жэнь-ин Е.9, идет сбоку носа, достигает внутреннего угла глаза (Цзин-мин V.1), где пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря и сосудом Ян-цяо-май, вместе с которыми поднимается и входит в головной мозг.

  • Канон «Лин шу»: «[Инь-]цяо-май — ответвление [ножного]шао-инь [канала почек], начинается сзади бугристости ладьевидной кости, поднимается вверх от внутренней лодыжки, идет прямо вверх по Инь-стороне бедра, входит в половые органы, поднимается внутри грудной клетки, входит в надключичную ямку, выходит впереди от Жэнь-ин [Е.9], входит сбоку от носа, связывается с внутренним углом глаза, пересекается с [ножным]тай-ян [каналом мочевого пузыря]и Ян-цяо [-май], [вместе с которыми] поднимается вверх».
  • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Инь-цяо-май также [как и Ян-цяо-май] начинается в пятке, проходит внутреннюю лодыжку и поднимается до горла, пересекается с сосудом Чун-май».
  • «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Инь-цяо [-май] — ответвление ножного шао-инь [канала почек]. Этот сосуд начинается в пятке сзади точки Жань-гу [R.2] ножного шао-инь [канала почек], вместе с ножным шао-инь [каналом почек] идет до точки Чжао-хай [R.6] ниже внутренней лодыжки, поднимается до места на 2 цуня выше внутренней лодыжки до точки Цзяо-синь [R.8], которая является его точкой-щелью, поднимается прямо по Инь-стороне бедра, входит в половые органы, поднимается внутри грудной клетки, входит в надключичную ямку, поднимается и выходит впереди от Жэнь-ин [Е.9], достигает горла, пересекается с сосудом Чун-май, входит сбоку носа, поднимается до внутреннего угла глаза, пересекается с ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря], ножным ян-мин [каналом желудка]и Ян-цяо [-май] — пять каналов — в точке Цзин-мин [V.1] и поднимается вверх».

Функции:

1. Значение иероглифа «цяо» названия сосудов Инь-цяо-май и Ян-цяо-май — «пятка», «проворность пяток» (то есть подвижность ног, быстрота ходьбы). Инь-цяо-май и Ян-цяо-май начинаются в пятке, регулируют двигательные функции конечностей и тела, то есть «проворность пяток».

2. Сосуды Инь-цяо-май и Ян-цяо-май связаны с бодрствованием и сном человека, так как пересекаются во внутреннем углу глаза и входят в головной мозг. Инь-цяо-май «управляет» покоем и сном, а Ян-цяо-май — активностью и бодрствованием. При избытке Ци сосуда Инь-цяо-май «слипаются глаза и хочется спать», а при избытке Ци сосуда Ян-цяо-май «глаза широко открыты и невозможно уснуть».

_____________________________

* «…В начале 70-х годов был обнаружен могильный холм, названный Мавангдуи.  Эта местность ранее находилось в королевстве Чу периода Воюющих государств , 480-221 до н.э. Найдено три захоронения, одно – маркиза Дай , два других – его жены и сына. В могиле сына, умершего в 168 году до н.э. в возрасте примерно 30 лет найдены многочисленные рукописи на бамбуке и шелке.

Среди различных текстов, касающихся политики, военного дела, философии и других областей знаний, обнаружены медицинские записи. Они посвящены шаманским заклинаниям, травяным рецептам и простым хирургическим операциям. Там же найдены тексты с описанием каналов, но без указания акупунктурных точек…»  статья «Эволюция теории возникновения акупунктуры (часть 3)». Статья опубликована в: The American Journal of Chinese Medicine,Vol.31,No.6,983-990,2003.